Особенности развития детей первой младшей группы (от 1,6 до 3лет)
На третьем году продолжается социализация ребенка. Возросшая активность малыша и овладение всеми основными видами движения (бег, прыжки, ходьба на носочках, на пятках, лазание и подлезание, метание предмета вдаль и др.) дают возможность свободно, быстро перемещаться в пространстве.
Последнее открывает более широкие возможности познания окружающего мира: ребенок знакомится не только с видимыми, но со скрытыми свойствами предметов, начинает прогнозировать результат конкретной ситуации.
Так, например, ребенок понимает, что намокший предмет пропитывается водой, мяч или шар не обладают устойчивостью; строить можно только из кубиков или кирпичиков; стеклянную чашку или стакан не следует ронять на пол и т. п. Сказанное позволяет понять, почему малыша «завораживает» предметный мир и окружающее пространство, которые он осваивает всеми доступными для пего средствами, проявляя упорство и посильную самостоятельность.
Организация жизни детей в условиях общественного воспитания должна предусматривать эгу потребность ребенка и в движениях, и в посильной самостоятельности. Новым в этом возрасте является умение действовать в плане образа. Ребенок овладевает элементами ролевой игры. Он проявляет способность отражать в игре более широкий круг социальных ситуаций (посещение доктора, парикмахерской, наблюдение за работой дворника, маляра, шофера и т. п.). Возрастает умение сравнивать и обобщать, прогнозировать результат своих действий.
Активность малыша проявляется в желании выполнять что-то своими руками: рисовать, конструировать, лепить, строить. Развившаяся способность к анализу явления и поиску закономерностей в нем, а также умение сравнивать предметы позволяет детям 3-ю года жизни решать более сложные задачи на подбор, группировку, соотнесение предметов с ориентировкой на два свойства одновременно. Они выполняют эти задания сравнительно легко, меньше прибегают к практическим сопоставлениям, производя часть действий в уме.
Активный словарь ребенка к концу 3-го года жизни достигает примерно 1500 слов. В этот период он овладевает грамматическим строем речи.
К концу 3-го года жизни малыш может составить рассказ из 3-4 предложений, используя все части речи, согласуя слова в роде, числе, падеже, обращаясь к настоящему-прошедшему и будущему.
Условия жизни должны обеспечить возросшие потребности и возможности ребенка.